Алексей Владимирович Шиндин

Интегральный психолог, медиатор, специалист по личностному развитию.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Социальные Иконка
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

© 2017 by Mosaic Studio

Мозаичная теория уровней развития сознания 

 

Более подробно данные аспекты раскрываются в статье

 

Мозаичный подход позволяет изучать мир как мозаику – совокупность

многообразных элементов, комбинируя которые в разных сочетаниях, мы как бы

переключаем фильтры восприятия и получаем каждый раз особую картинку,

которая отображает вместе с остальными элементами многообразие реальности.  

 

Данный подход позволяет изучать разные способы восприятия

реальности путем использования основного инструмента - сознания. Это

происходит с помощью Теории уровней развития сознания.

 

Мы можем говорить об этажах восприятия реальности, где каждому этажу

соответствует свой особый метод. По сути это вопросы, которые человек

может ставить, решая определенную задачу, образы, которыми он оперирует, и

виды операций, которые он может применять.

 

Речь идет о методах, способах восприятия и объяснения реальности, сущностях,

которые может ухватить  мыслительный аппарат человека, уровнях  обобщения

информации, которые способно вместить сознание человека без ущерба для корректности его работы.

 

Человек может применять в разных ситуациях тот или иной этаж, что позволяет решать жизненные задачи разной сложности. На каждом этаже один и тот же принцип можно применять для одного и многих элементов (шкала "единичность-множественность").

 

Если человек эффективно использует метод этажа, это позволяет говорить о том, что данный этаж им освоен.

Таким образом можно составить личностный профиль человека, который состоит из успешно освоенных этажей. Например, 1Е-2М или 2Е-3Е-4М.

 

Получив профиль личности мы можем сказать, как человек решает те или иные жизненные задачи, почему одно получается лучше, а другое, наоборот, дается сложнее.

 

С помощью теории развития сознания мы можем разложить все поле реальности на элементы и изучить методы, которые человек использует в своем мышлении при анализе этих элементов,  обяснить как он мыслит и почему именно так. Почему у него получается или не получается решить определенную задачу, или почему результат получается именно таким.

 

Теория может применяться в психологии, социологии, теории познания, философии и прочих отраслях знания, связанных с изучением методов  человеческого познания и мышления.

 

Рассмотрим теперь этажи подробнее.

 

1-й этаж: отдельные объекты

 

В этом случае воспринимаемая человеком реальность сводится либо в отдельный объект-точку, либо во множество обектов. Во втором случае мы можем говорить об группировке схожих объектов.

 

В единичном варианте человек воспринимает неразделимое и недифференцируемое нечто в виде объекта или единичного ощущения, на которое может реагировать.

Постепенно человек начинает отображать реальность все более многообразно, замечая, что возможен не только один объект и такие объекты, но и другие подобные, их может быть много. Появляется многообразие объектов.

 

2-й этаж: последовательности

 

На этом этаже реальность проходит восприятие в виде последовательностей, которые объединены некоторой взаимосвязью (к примеру, временная последовательность).

 

В единичном варианте человек воспринимает и удерживает в поле внимания все как некоторую единичную взаимосвязь — несколько объектов, которые обединены между собой связью. Все отдельные объекты либо попадают в данную группировку ряда, либо исключаются и пропадают из видимости.

 

Во множественном варианте человек научается использовать не только один ряд, а  несколько последовательностей. Обычно такие последовательностси не пересекаются между собой.

 

3-й этаж: карты

 

На этом этаже человек объединяет обекты в двухмерные структуры типа таблиц или двухмерных поверхностей. Он начинает видеть между обектами  множественные взаимосвязи.

 

В единичном варианте человек воспринимает все и пытается вписать в одну карту-таблицу. Мир представляется как карта, по которой проходят различные пути — зигзаги, ломаные линии. Все, что не находит отображения на карте, выпадает из поля зрения как несуществующее.

 

Во множественном варианте человек начинает уметь формировать несколько  карт, когда они располагаются параллельно, более того, между ними теперь можно переключаться, не просто выбирая маршрут, но и решая, каким образом интерпретировать саму «местность».

           

4-й этаж: пространства

 

На этом этаже реальность человеком отображается в  пространства. Можно говорить не только о взаимосвязях и причинности, но и о противоречивости построений, когда сама эта противоречивость это не проблема, а метод.

 

В единичном варианте человек воспринимает реальность как комплексное, целостное пространство, мировоззренческую систему. Парадоксальные и циклические петли создают новые смыслы в рамках данного мировоззрения. Но мировоззрение может не содержать или не давать возможности включения чего-либо в себя, тогда для него подобное не существует.

 

Во множественном варианте человек обучается переключению множества пространств, мировоззрений. Это достаточно сложный процесс, так как множество громоздких систем требует ресурсов для поддержания целостностей, их культивирования и перестурктуризации. Но в этом случае такой человек может примерять на себя чужие мировоззрения «как они есть», а не только видеть их через свое.

 

5-й этаж: туннели

 

На этом этаже происходит создание структур произвольной формы, но ситуативных и преобразованных под каждый конкретный момент.

Назовем такую структуру туннелем как образом перехода между пространствами.

Если систему или мировоззрение и их наборы можно классифицировать как объемные, громоздкие, комплексные пространства, то данный этаж делает акцент на поддержке как одной системы (так как она будет все проецировать/преломлять только через себя, даже другие крупные системы), которая не допускает существования аналогичных других, так и множества систем, которые независимы. Такие системы взаимодействуют между собой, и каждую из них при этом необходимо пополнять, следить за  непротиворечивостью и адекватностью новым условиям и взаимодействиям.

 

Туннель как сквозной метод, связывающий разные пространства, необходимые элементы различных мировоззрений, вычленяет только адекватное такому взаимодействию систем.  Этот метод, который увязывает и делает возможным сосуществование не просто всех со всеми, а структурирует по некоторому соответствию шаблона, по задаче, которую, однако, можно сильно расширять по связям.

 

Туннель обеспечивает связь между разными мирами через некоторое соответствие.

 

В единичном варианте человек воспринимает реальность как всплывающее преобразование пространств. Предметом отображения при этом выступает именно ситуативное преобразование имеющихся пространств. Сама структура на выходе может быть любого вида. Но при этом не нужно хранить множество мировоззрений и поддерживать их в рабочем виде.

 

Во множественном варианте человек начинает понимать, что туннельное отображение, выхватывающее некоторые структуры, само может быть не единственной возможностью, а будет зависеть от ряда факторов. И увеличивая множественность таких факторов, мы можем получать разнообразие туннелей.

 

Совсем кратко обозначим еще несколько гипотетических этажей, которые повышают уровень сложности восприятия реальности и на практике используются редко.

 

6-ый этаж: зоны источников и обособленностей

7-ой этаж: горизонты, черные и белые дыры

8-ой этаж: волновые фронты и интерференционные картины

9-ый этаж: голографичная проекционность

10-ый этаж: мозаичная абстракционность


Применяя мозаичную теорию в психологии на практике мы можем ответить на вопросы, почему нам не удается реализовать желаемое, почему все получается именно так, как получается, и как нам, сменив фильтр восприятия, открыть другое видение ситуации,  решить мучащую нас проблему, достичь нашей цели.