Горизонтальная шкала конструктов 

             

         

 

            На данный момент в мозаичной модельности предлагаются следующие обобщенные конструкты уровней. Каждый этаж будет характеризоваться осью 1 —> несколько → много -> бесконечная неоднородность. Положение на этой оси будет уточнять механизм взаимодействия в рамках конкретного этажа. На практике это будет означать, что если реальность воссоздаётся некоторым образом через какой-то вид конструктов, то положительная часть шкалы показывает освоение и рост адекватности существа в этом русле, который сначала осваивает один конструкт и закрепляет его в деятельности. На этом он может остановиться, так как часто одного хорошего инструмента бывает достаточно для жизнедеятельности. Если же он пробует второй, третий и уже оперирует несколько, то он перемещается по этой оси, что комплексно меняет и его видение и деятельность. На данном этапе главный из нескольких конструктов становится все больше, пытаясь включить в себя все остальное.

 

 

           

 

 

 

 

 

             Множественность конструктов предлагает быстрое и гибкое освоение позиций, а также создание собственных конструктов этого этажа. В этом случае Можно говорить о плюрализме и многосторонности взглядов.

            Переход к бесконечной неоднородности приводит к мутации самих конструктов, превращает существо не просто в создателя, но и в трансформатора этого этажа, с возможностью совершить переход в некотором другом направлении, причем не обязательно на следующий этаж.

            Теперь расширим предлагаемую ось в левую сторону с отрицательным знаком, и получим: анти бесконечная неоднородность <- анти-много ← анти-несколько -1 <- 0 -> 1 → несколько → много → бесконечная неоднородность.

            Содержательная сторона такого моделирования может трактоваться разнообразно и комплексно. Приведем один из вариантов. Ноль означает отсутствие адекватной работы и проявленности конструктов данного порядка, нейтральность, непонимание или неиспользование. Причем движение к/от нуля возможно как слева, так и справа.       Отрицательная часть оси показывает, что существо не принимает наблюдаемый им конструкт, отвергает или даже подавляет, а других он и не видит. В случае отрицательного несколько наблюдается негативное отношение уже к некоторой группе конструктов, причем это не обязательно означает, что человек не знает их, наоборот, он может при этом знакомиться с ними все больше и больше, но отношение его не меняется, оно негативно-отторгающее.

            Отрицательная множественность может формироваться уже как глобальное отторжение-вытеснения всего пласта данных конструктов в силу каких-то значимых жизненных позиций. Здесь может быть и активное противоборство, протест против всего этого, так как человек в курсе данных методов, но не одобряет их.

            И отрицательная бесконечная неоднородность так же может служить местом кардинальной трансформации, как на данном этаже, так и уход в другие направления.

            Сам ноль может быть как точкой входа на данный этаж, что означает нейтральную позицию, промежуточным шагом движения о шкале, а также просто отказом использования данных конструктов.

 

            Стадийность интегрального подхода, представленная как этажи секторов индивидуального или социальных холонов, а также множественность линий развития индивидуального холона в ВЛ отличаются от Мозаичных представлений. Прежде всего тем, что в интегральном подходе горизонтальное движение предполагает расширение-освоение в рамках некоторого уровня, а в мозаичной модельности мы имеем непрерывную шкалы от минус до плюс бесконечности, которая может коррелировать с парой уровней известных линий или радужной высоты ИП.

            Таким образом, к примеру, инфракрасный — пурпурный — 1ый этаж, красный — синий — янтарный — 2ой, оранжевый — зеленый — 3ий, изумрудный — бирюзовый — 4ый этаж и так далее. И позиции уровней ИП занимают положение в районе единицы и много в положительной части оси.

            Действительно, если присмотреться и модельно представить каждую пару уровней, то можно заметить цикличные акценты как не единичности, так и на множественности, что и будет представлять пару.  При такой конфигурации возможности движения заметно расширяются по сравнению с строго поступательным шагом на единицу. К примеру, возможны стратегии движения только по четным или нечетным уровням. Возможны пути через отрицательную часть шкалы, когда некоторые этажи пройдены, но не проявлены.

            Но на этом все не заканчивается, так шкала мозаики предполагает множество промежуточных значений между один и много, и в общем виде непрерывная. Кроме того, после категории много так же существуют возможности трансформации из данного этажа однородности, которые не описываются ни следующей парой уровней, а итог такого действа может привести к различным результатам.

            Что же касается шкалы слева от единицы — условно нечетных уровней ИТ, то и там возможно множество вариантов. Наличие нейтральной позиция нуля или непроявленности, а также постепенный переход к той же единице. Отрицательная шкала может трактоваться как тень в интегральном контексте. В мозаичных же смыслах она обретает более разнообразные трактовки и равноценна положительной части шкалы, через нее так же могут пролегать пути развития, а так же множественные взаимосвязи, которые приводят не только к однонаправленному пути становлению, а вариативным стратегиям.

            Отдельно стоит сказать про нефиксированность положений уровней в смысле стадий линий развития или комплексно как в ИТ. Уровень может находиться на такой шкале в очень широких диапазонах в некоторой окрестности зависимости от ситуаций, условий и реального положения дел. А сам подход непрерывности и нечеткой логики позволяет даже некоторое единство в виде центра тяготения уровня раскрывать очень разнообразно.

            Положения шкал близких к бесконечности представляют новые категории, в которых трансформационно-предсказательный аспект достаточно сложен. Именно такие положения могут давать не только максимальные отклонения, но и служить ресурсами непредсказуемых преобразований.

            Итак, в линиях развития различных исследователей мы имеем некоторые этажи, по которым происходит становление человека или коллектива. В ИТ можно говорить о образовании и фиксации космических привычек, которые представляют из себя лестницу, спираль или другие фигуры восхождения, причем пропускать сами этапы в них нельзя.
            В мозаичном модельности предлагается более гибкое представление о шкалах представленности некоторого пласта конструктов, от тотального преобразовательного непринятия, через нейтральное, единичное и тотальное преобразовательное принятие. Сами же уровни могут гибко группироваться попарно или в других вариациях, образую более широкие возможности взаимосвязей и переходов. При этом из Мозаичной модельности всегда можно получить более частные случаи как ИП, так и отдельных линий развития путем упрощения.

            Если говорить о попарной представленности уровней на Мозаичных шкалах, то мы можем получить такие преобразования-корреляции со спецификой самой Мозаики. Сразу скажем, что это одномерные — однофакторные представления уровней, статические, а не динамическо-рекурсивные. О том более общих формах динамики, перехода от уровней к кластерам будет сказано в дальнейшем.

            Мозаичное моделирование предлагает не только некоторые конструкции и взаимосвязи между ними, но и инструменты создания новых. Поэтому и не ставится целью все свести к единую систему, а предполагается возможность независимой мультисистемности. К примеру, в модели уровней работы с информацией рассматривается 15 ступеней, а в модели уровней деятельности — 17. Хотя часто можно найти корреляции между тем же уровнями (включая разные линии развития в ИТ), искусственное сведение к чему-то единому и однонаправленному в единую систему — не первоочередная задача, а сохранение многообразия многообразий без преобразований и мультисистемности — более значимая.
 

            К примеру, каждому уровню деятельности можно поставить в соответствие не только цвет, но и вопросы, виды операций, а также образы форм конструктов, и многое другое. С этими моделями исследователей из России и СССР можно ознакомиться в отдельных работах. Ниже приведена схема модели уровней деятельностного подхода, которая имеет корни с моделью «Дианиология» князя Белосельского-Белозерского (18в) с положительным отзывом самого Канта и Раймунда Луллия (13в).

            Трактовка этажей деятельностных конструктов.
            1ый этаж: точечные конструкты и отдельные объекты

            В этом случае все воспринимаемое многообразие реальности человеком отображаются либо в отдельный объект-точку, либо во много аналогичных образований. Во втором случае мы можем говорить об операциях схожести и группировки таких объектов.

            В положении на оси — одно — человек воспринимает неразделимое и недифференцируемое нечто в виде объекта или единичного ощущения, на которое может реагировать. Никакие более сложные дифференциации тут недоступны.

            Постепенно человек начинает отображать реальность все более многообразно, замечая, что возможен не только один объект и такие объекты, но и другие подобные, их может быть много. Появляется многообразие объектов.

            В режиме «бесконечность» происходят мутации, когда некоторые объекты являются сложносоставными из нескольких. Но в общем случае все равно можно говорить о том, что реальность представляется как точечные конструкты.

            2ой этаж: конструкты рядов или последовательностей.

            На этом этаже реальность происходит восприятие в виде последовательных образования, которые объединены некоторой взаимосвязью, к примеру, временную последовательность.          

            В начале оси — одно — человек воспринимает и удерживает в поле внимания все как некоторую единичную взаимосвязь — ряд. Все отдельные объекты либо попадают в данную группировку ряда, либо исключаются и пропадают из видимости.

            В дальнейшем — много — человек научается использовать не только один ряд, а включать отображение в несколько рядов одновременно, таким образом, чтобы расширить включенность того, что он может воспринимать. Обычно такие ряды воспринимаются «параллельными» без пересечений.

            В режиме «бесконечность» появляются сложносоставные ряды из нескольких, более того, сами ряды могут теперь располагаться относительно друг друга в любом виде, не обязательно параллельно.

            3ий этаж: конструкты таблиц и поверхностей.

            На этом этаже человек структурирует в двухмерные структуры типа таблиц или геометрических поверхностей. В таких образованиях уже видны множественные однозначные соответствия и взаимосвязи.

            В начале оси — одно — человек воспринимает все и пытается вписать в одну карту-таблицу. Мир как карта, по которой проходят различные пути — зигзаги, ломанные линии. Все что не находит отображения на карте, выпадает из поля зрения как несуществующее.

            В дальнейшем — много — человек начинает уметь формировать несколько поверхностей типа карт, когда они располагаются параллельно, более того, между ними теперь можно переключаться, не просто выбирая маршрут, но и каким образом интерпретировать саму «местность».

            В режиме «бесконечность» поверхности и таблицы уже могут становиться сложно составными, пересекаться, а также подвергаться различным другим искажениям.

            4ий этаж: структуры пространств и мировоззрений.

            На этом этаже реальность человеком отображается в комплексные пространства. Можно говорить не только о взаимосвязях и причинности, но и о парадоксальности построений, когда сам парадокс — это не тупик и проблема, а метод.

            В начале оси — одно — человек воспринимает реальность как комплексное, целостное пространство, мировоззренческую систему. Парадоксальные и циклические петли создают новые смыслы в рамках данного мировоззрения. Но мировоззрение может не содержать или не давать возможности быть включенным чему-то в себя, тогда для него подобное не существует.

            В дальнейшем — много — человек начинает понимать и обучается переключению мировоззрений. Это достаточно сложный процесс, так как множество громоздких систем как мировоззрение требуют ресурсов на поддержание целостностей, их культивирования и перестурктуризации. Но в этом случае такой человек может примерять на себя чужие мировоззрения «как они есть», а не только видеть их через свое.

            В режиме «бесконечность» пространства становятся сложносоставными и пересекающимися, а также становятся все более разнородными.

 

            Всегда имеет место множество систем, которые можно согласовывать, но не всегда корректно сводить в одну. Любой другой человек может по аналогии и принципам создать свою систему-проекцию. И тогда каждая такая система целиком и ее авторы могут отображаться в системах других авторов. Мы получаем многообразие систем, особенно когда они построены на разных принципах и базисах. На это многообразие можно запустить рекурсивные итерационные циклы.

            Размещение же всего многообразия в одной системе и видение реальности исключительно через нее содержит ряд особенностей:

  1. лишение возможности видеть и создавать собственные отображения

  2. подмена комплексного восприятия с его набором фильтров аналогами системы

  3. перенаправление путей изменений в определенную систему, в рамки ее интерпретаций

  4. возможный переход по изучению мира системы, а не реальности мира

  5. потерю изначальной уникальности и многообразия за счет преломления системы.

            Системное многообразие — это отображение реальности внутри системы в рамках допустимого в ней многообразия. Многообразие систем — это отображение реальности в разные системы, которые сосуществуют в общем случае независимо. Это не одно и то же, и базируется на разных принципах мета-моделирования. Применение многообразия систем вместо системного многообразия — залог многогранного видения реальности. Сведение множественности к единообразию — это так же своего рода редукционизм.

            В Мозаике переход от единичности от несколько и далее к множественность подразумевает прежде всего независимость каждой новой единичности, самодостаточности, которые потом при некоторых процессах можно рассмотреть в сравнении. Изначальное порождение или следствие одного из другого не устраивает условию независимости, так как имеет место эффект обуславливания. Именно поэтому как бы не увеличивалась множественность, каждый ее элемент представляет независимую самоценность.

Скачать как

Доклад был представлен в декабре 2016 года на конференции "Психотехники и измененные состояния сознания" в РХГА СПб.

Алексей Владимирович Шиндин

Интегральный психолог, медиатор, специалист по личностному развитию.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Социальные Иконка
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

© 2017 by Mosaic Studio