Метод мозаичного многообразия

             

         

 

  1. Методы-компоненты

  2. Модель метода

  3. Стадии и факторы

  4. Рекурсивный цикл

  5. Реальность: этажи взаимодействий

  6. Возможности применения

 

1. Методы-компоненты

            В основе метода мозаичного многообразия лежит совокупность различных психологических подходов. Среди них можно отметить деятельностный подход, который разрабатывался в отечественной психологии. Единство сознания и деятельности, неразрывность процессов и рассмотрение их в совокупном взаимосвязном многообразии.       Кроме того, используются на практике элементы факторных подходов и факторного анализа, когда ситуация рассматривается как результат взаимодействия многих факторов, что позволяет исключить однобокое восприятие задачи.

            Трансперсональные подходы вносят возможность рассмотрения как внеличностных идентификаций и переживания трансформационных состояний, так и создания состояния внеличностного наблюдателя.

            Интегрально-интегративные компоненты привносят в многообразие факторов структурно-взаимосвязную составляющую на основе различных систем уровней, этажей и возможностей применения и переключения систем-экранов как фильтров.

            Мозаичная компонента освобождает от жестких привязок и фиксаций, позволяя интуитивно перемещаться в любом направлении, встраивать в любое место альтернативные методы, а также позволяет производить мета-согласования в режиме рекурсивных потоков.

            Специалисты, предпочитающие исследовать проблемы определенным набором методов или расставлять акценты на некоторых аспектах в силу их предположительной значимости, могут осуществлять данные операции в ходе процесса. В этих случаях данная методика будет трансформироваться в максимально близкую для для каких-либо других подходов, не противореча ей, а лишь предоставляя более общее поле представления.           

 

2. Модель метода

            Общее мета-поле подхода представляется как реальность, которая формируется и одновременно воспринимается разными участниками-факторами процесса, при этом отображаясь-преломляясь тем или иным образом в каждом из них. Если говорить с точки зрения субъекта-клиента, то методика позволяет работать с рекурсивными циклами положение дел — восприятие - внутренняя переработка - собственные реакции - получение обратной связи. В результате успешного применения методики человек получает

  1. гармонизация процессов цикла деятельности

  2. осознание индивидуальных особенностей

  3. ощущение средовых факторов

  4. «видение» со стороны вынесенного наблюдателя

  5. трансперсональные и мозаичные виды отождествлений для опыта и трансформаций.

            Данный метод основан на предположении, что все аспекты определенной степени конкретизации есть отображения чего-то более масштабного и/или абстрактного. При таком каждом отображении происходит и упорядочивание-конкретизация в эти аспекты в определенных рамках, кроме того происходит преломление-искажение в силу обретения все более конкретных форм.

            Действуя таким образом последовательно или выборочно, можно, абстрагируясь от ненужного, выделять необходимые устойчивые циклы для конкретноый задачи. При этом иметь возможность в любой момент, в случае необходимости, обратиться как к более абстрактным формам-источникам данных процессов — элементы интеграции, так и разложить исследуемое в еще более конкретные ситуации и аспекты — элементы дифференциации. Подобного рода включения не разрушают всю схему процесса, а включаются как ситуативные отдельные ответвления-углубления. При этом предоставляя в экспонентной зависимости рост взаимосвязей, информации и возможностей решения задачи.

            Кроме этого, данная методика — модульная. Действительно, весь процесс рассматривается как некоторый цикл с возможностью рекурсивной переработки циклов с новыми данными в очередной итерации. Каждый элемент цикла — это модуль, который может реализовываться или выноситься как отдельная терапевтическая практика с иным методом. А затем уже данная ячейка с результатами деятельности интегрируется в общий процесс. Аналогичным образом можно делать включения и подциклы по любой другой методике практически в любом месте, затем встраивая ее в общий поток.

            Удобным является возможность даже не согласовывать между собой языки и сами методы, каждый будет реализовывать свой локальный результата, а также оказывать рекурсивное влияние на общий процесс, создавая индивидуальное феноменологическое ощущение клиента, а также вносить вклад в общий конструктивный процесс терапии.

 

3. Стадии и факторы

            Таким образом, становится возможным осуществлять интеграцию-дифференциации методик, где любое такое включение вносит весомый вклад как локально-результативно, так и реализуя принцип малейшее изменение видоизменяет весь процесс и видение в целом.

            В работе участвуют 4 фактора:

  1. внутреннее многообразие и состояние человека

  2. множественное состояние сред

  3. состояние наблюдателя (в случае рядом консультанта или других участвующих лиц, или самонаблюдение)

  4. фактор трансперальных аспектов

            Схема информационнного взаимодействия с реальностью представляется в следующем виде:

  1. Допускается некоторое существование реальности (форматы и парадигмы существования определять не обязательно: данная реальность может быть проекцией и в свою очередь обусловлена еще множественными факторами).

  2. Происходит конкретизация-преломление реальности в конкретно-исторической перспективе-среде, в которой представлен наш субъект-клиент.

  3. Субъектная стадия

3.1 Внутреннее отображение этого многообразия в субъекте, с учетом его индивидуальных особенностей.

3.2 Процесс внутреннего преобразования входных данных

3.3 Изменение внутренних содержаний и подсистем

3.4 Дополнительный вложенный подцикл самонаблюдения и/или внешнего наблюдателя.

3.5 Вывод преобразованного вовне

  4. Действие-преобразование реальности в конкретно-исторической перспективе-среде, где представлен субъект-клиен

  5. Стадия изменения реальности и обратная связь.

  6. Переход в пункт (2) при новых условиях.

 

4. Рекурсивный цикл

            В рекурсивно-циклическом процессе (в более сложном варианте) возможны переходы не строго последовательные переходы между стадиями — вольное странствие по потоку. В этом случае клиент либо сам умеет возвращаться в нужную ему «точку» в случае необходимости, либо консультант выводит его в эту позицию, но уже в изменившихся условиях и полученном опыте.

            Сама общая схема процесса может быть не реализована за один раз, а в каком-то виде задокументирована/сохранена, к примеру, в виде ментальных карт, где будут указаны стадии и подстадии переходов, а так же происходящие изменения. Подобная карта может быть заполнена не только консультантом, но и другими участниками-наблюдателями, а также клиентом после очередного процесса прохождения по ней. Переживая в сжатом виде все эти прохождения, он выступает одновременно и наблюдателем процесса, и участником.

            При комплексной и детальной терапии в карте отдельно фиксируются подциклы-модули, процесс и результат, где были использованы встроенные методы других видов терапии и даже других консультантов.

            При новом обращении к проблеме, восстановление процесса и погружение в него участниками может производиться по этой карте. Предварительно и перед начало основного процесса можно внести текущие изменения в шаг ноль очередной итерации, так как два раза в одну воду войти невозможно.

            Каждый шаг в общей схеме может быть рассмотрен с точки зрения множественности, а переходы как преобразования из одной множественности в другую при наличии многочисленных в фоне и на иных этапах. За основу классификации множественности можно взять одну из уровнево-стадийных подходов. К примеру, базирующуюся на уровнях психического отражения реальности Леонтьева, мозаичная классификация имеет очень много общего и фундаментом подход Леонтьева, но расширяет некоторые категории.

             Итак, мозаичная модель представляет из себя набор кластеров или уровней отображения. К примеру, кратко рассмотрим, как может отображаться в субъекте представление о реальности (пропускаем множественные стадии, описанные выше, а сразу показываем простое одношаговое отображение).

            Стоит заметить, что человеку реагирует на разные аспекты реальности и выборочно, и комплексно, то есть это значит, что нельзя говорить, будето конкретному человеку свойственно только определенный тип отображения. Можно говорить о том, что есть предпочитаемые и наиболее используемые в определенных условиях, виды отображения, а некоторым, возможно, человек мало обучен.

 

5. Реальность: этажи взаимодействий

            Будем говорить об этажах психического отображения, где каждому из них соответствует отдельный метод отображения. При этом на каждом этаже будет размещена ось 1 —> много -> бесконечность. Положение на этой оси будет уточнять механизм отображения в рамках конкретного этажа. На практике это будет означать, что если реальность отображается некоторым образом в какой-то вид конструктов, то для начало оси соответствует наличию в психике 1 вида подобных конструктов. И отображение происходит в него, а по мере движения к направлению «много», будет увеличиваться многообразие отображений в схожие, но все же другие конструкты. Положение «много» говорит о том, что человек может многообразно отображать реальность в подобные виды конструктов, их у него много, он видит мир через такие «очки» многообразно. Перемещение в сторону «бесконечность» будет свидетельствовать о том, что данных конструктов не только много, но они и слегка видоизменяются, становятся не такими однородными.

            Будем так же использовать геометрические образования для наглядности представления и различия видов конструктов. Можно говорить о том, что некоторое многообразие реальности отображается в некоторую геометрическую фигуру или математическую фигуру с данными.

 

 

            1ый этаж: точечные структуры и отдельные элементы.

            В этом случае все воспринимаемое многообразие реальности человеком отображаются либо в отдельный объект-точку, либо во много аналогичных образований. Во втором случае мы можем говорить об операциях схожести и группировки таких объектов.

            В начале оси — одно — человек воспринимает неразделимое и недифференцируемое нечто в виде объекта или единичного ощущения, на которое может реагировать. Никакие более сложные дифференциации тут недоступны.

            Постепенно человек начинает отображать реальность все более многообразно, замечая, что возможен не только один объект и такие объекты, но и другие подобные, их может быть много. Появляется многообразие объектов.

            В режиме «бесконечность» происходят мутации, когда некоторые объекты являются сложносоставными из нескольких. Но в общем случае все равно можно говорить о том, что реальность отображается в точечные конструкты.

 

            2ой этаж: структуры рядов или последовательностей.

            На этом этаже реальность человеком отображается в последовательные и линейные образования, которые объединены некоторой взаимосвязью, включая временную последовательность.

            В начале оси — одно — человек воспринимает и удерживает в поле внимания все как некоторую единичную взаимосвязь — ряд. Все отдельные объекты либо попадают в данную группировку ряда, либо исключаются и пропадают из видимости.

            В дальнейшем — много — человек научается использовать не только один ряд, а включать отображение в несколько рядов одновременно, таким образом, чтобы расширить включенность того, что он может воспринимать. Обычно такие ряды воспринимаются «параллельными» без пересечений.

            В режиме «бесконечность» появляются сложносоставные ряды из нескольких, более того, сами ряды могут теперь располагаться относительно друг друга в любом виде, не обязательно параллельно.

           

            3ий этаж: структуры таблиц и поверхностей.

            На этом этаже реальность человеком отображается в двухмерные структуры типа таблиц или геометрических поверхностей. В таких образованиях уже видны множественные однозначные соответствия.

            В начале оси — одно — человек воспринимает все и пытается вписать в одну карту-таблицу. Мир как карта, по которой проходят различные пути — зигзаги, ломаные линии. Все, что не находит отображения на карте, выпадает из поля зрения как несуществующее.

            В дальнейшем — много — человек начинает уметь формировать несколько поверхностей типа карт, когда они располагаются параллельно, более того, между ними теперь можно переключаться, не просто выбирая маршрут, но и каким образом интерпретировать саму «местность».

            В режиме «бесконечность» поверхности и таблицы уже могут становиться сложносоставными, пересекаться, а также подвергаться различным другим искажениям.

 

            4ий этаж: структуры пространств и мировоззрений.

            На этом этаже реальность человеком отображается в комплексные пространства. Можно говорить не только о взаимосвязях и причинности, но и о парадоксальности построений, когда сам парадокс — это не тупик и проблема, а метод.

            В начале оси — одно — человек воспринимает реальность как комплексное, целостное пространство, мировоззренческую систему. Парадоксальные и циклические петли создают новые смыслы в рамках данного мировоззрения. Но мировоззрение по прежнему может не содержать или не давать возможности отобразиться чему-то в себя, тогда для него подобное не существует.

            В дальнейшем — много — человек начинает понимать и обучается переключению мировоззрений. Это достаточно сложный процесс, так как множество громоздких систем как мировоззрение требуют ресурсов на поддержание целостностей, их культивирования и перестурктуризации. Но в этом случае такой человек может примерять на себя чужие мировоззрения «как они есть», а не видеть их через свое.

            В режиме «бесконечность» пространства становятся и сложносоставными и пересекающимися, а также становятся все более разнородными.

 

            5ый этаж: туннели и ситуативные структуры

            На этом этаже реальность человеком отображается в виде структур произвольной формы, но преобразованных под каждый конкретный момент.

            В начале оси — одно — человек воспринимает реальность как всплывающее преобразование любого имеющегося в наличии. Предметом отображения выступает не структура, а ситуативное преобразование имеющихся данных. Сама структура на выходе может быть любого вида. Но при этом не нужно хранить множество мировоззрений и поддерживать их в рабочем виде.

            В дальнейшем — много — человек начинает понимать, что туннельное отображение, выхватывающее некоторые структуры само может быть не единственной возможностью, а зависит от ряда факторов. И увеличивая множественность таких факторов, мы можем получать разнообразие туннельных отображений.

            В режиме «бесконеность» происходит резонансное появление множественных туннельных отображений как сложносоставных, так и взаимопересекающихся.

 

6. Возможности применения

            Цель всей методики зависит от акцентов, которые будут выделены в ходе терапии. К примеру, данная методика может быть сведена к согласованию разных сторон ситуации, в которой участвует человек, как в нейрологических уровнях Дилтса НЛП.

            С помощью данного подхода возможно работа с различными картами личности, а также принятии человека таким, какой он есть. И применить ее для исследований взаимоотношений между отдельными компонентами жизнедеятельности личности, поиску проблемных точек, нарушениях общего процесса функционирования.

            Возможна комплексная интегральная терапия, с проходами по уровням состояний и проявленности их как внутри, так и в средовом компоненте. Осознание и разбор как собственного многообразия, так и чего-то дополнительного, к примеру, другого человека, коллектива или среды. Сравнение, выявление связей, разностей-схожестей, а также методов взаимодействия.

            Включенность трансперсональных аспектов позволяет сверхсистемно и спонтанно не только переживать, но и получать опыт и решать разные проблемы, которые даже не были в поле видения. Интуитивные и эмпатические озарения, которые достигаются в процессе потокового творчества, здесь встречаются очень часто.

            Аспекты мозаичной проблематики могут позволить не только расширить идентификации клиента, но и превратить его жизнедеятельность и восприятие во взаимодействие постоянно изменяющихся компонентов без единого центра.

            В ходе данной методики комплексно используются различные качества людей. Интуиция нужна для предвидения движения и изменений в ходе такого огромного пространства процесса, чтобы сократить количество циклов, итераций, движений в не самых актуальных направлениях. Эмпатия применяется для установки связи клиента и терапевта, а также самовосприятия клиентом самого себя в случае эффекта зеркала со стороны терапевта. В этом случае терапевт может выступать эффективным сталкером-помощником в ходе данного «путешествия». Творческая компонента позволяет буквально создавать свою индивидуальную картину происходящего, отображать и создавать, преобразовывать. Чем больше будет творческой активности, тем больше будет активного, а не только реактивного компонента.

Скачать как

Алексей Владимирович Шиндин

Интегральный психолог, медиатор, специалист по личностному развитию.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Социальные Иконка
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

© 2017 by Mosaic Studio