ГИБРИДНЫЕ И СМЕШАННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТОВ

 

Начало

Окончание

Психософия

            Психософия или психейога теория А.Афанасьева о психологических типах личности, истоки которой уходят в философское понимание человека. Автор выделил 4 сферы жизни: дух, душу, разум и тело. Представил их в виде, с одной стороны, абстрактных психологических категорий: воля, эмоция, логика (мышление), физика, а с другой стороны, постарался сделать так, чтобы этот базовый набор конструкта максимально полно и просто описывал сферу жизнедеятельности человека, создавая 4 сферы притяжения для многообразия психического, отображаясь в них. Невозможно сказать, что данный набор является полным, но действительно выбраны значимые аспекты проявленности человека. Каждой из категорий было присвоено конкретное содержание, а их границы точно разведены для избегания неоднозначности. Кроме того, были выделены 4 позиции, характеризующиеся рядом признаков, к примеру, приоритетом, силой и другими. Именно комбинаторное размещение 4 компонент по 4 позициям и составляет тип личности в модели. Всего 24 типов, что делает психософию моделью с чрезвычайно большим количеством типов, которые при этом не являются смешанными.

            По мере роста популярности модели и появления все большего количества исследователей, модель стала обрастать дополнениями и различными трактовками, наподобие соционики. Вероятно, выбранный конструкт модели был более однозначен, что по мере пополнения семантического многообразия разнообразие трактовок не приводило к росту расходимости однозначности и оценки элементов и типов. Наоборот, уровень сходимости повышался за счет повышения точности детализации и исследования дополнительных конструктивных особенностей базовой структуры модели. Модель психософии, с одной стороны, собрана из философский сфер бытия искусственно и комбинаторным путем с несложным набором связей, а с другой стороны, покрывает значимые аспекты психического, а также не имеет сверхсложностей в сопоставлении с научным языком в области психологии. Выбранный автором конструкт оказался достаточно успешным, так что на его базе для других сфер жизнедеятельности человека стали появляться свои модели и типологии.

            Расширенное понимание типа личности в психософии заключается не только в группировке в плане приоритетов и особенностей индивидуальным образом психических компонент в человеке, а (во многом по аналогии с соционикой, потому что исследователи часто задействуют обе эти модели) и в информационно-энергетическом обмене со средой. Однако, различия между моделями и акцентами значительны, так что они задействуются для разных задач на практике. К примеру, в психософии значимым акцентом является принятие и даже коррекция типа личности, так как он состоит из сильных и слабых компонент, что предположительно повышает качество жизни. На практике это реализуется в увеличении открытости миру, другим людям и процессам в плане кооперации и гибкости вариантов взаимодействия (в идеале через позиционирование второй функции).

           

 

 

 

 

 

               Каждый элемент в модели самодостаточный, не противопоставляется друг другу, поэтому логика их группировки вольная. Для описания особенностей конструкта могут использоваться комбинаторные трактовки варианта взаимодействия 2 на 2. Блоки в модели скорее искусственные и условные, так как получаются с помощью аналогичных методов и служат для понимания целостности типа через его составляющие. При этом каждый из элементов может исследоваться отдельно, самодостаточно. Группировка типов также вольна и служит для удобства под задачи. Однако, при этом основным принципом комфортности взаимодействия является диалоговость/монологовость функций в типе. При совпадении этого параметра информация и действия со стороны одного человека поддерживаются схожим образом со стороны другого.

Все типы обладают собственным содержанием, наряду со структурным обоснованием. Значимость каждого элемента и ясные границы позволяют разводить даже близкие в модели типы, при этом меняется все понимание типа целиком. Для модели характерна чрезвычайная устойчивость типов во времени. А полнота набора типов вытекает из принципов математики и выбранных базисных принципов. По сравнению с соционикой при задействовании 4 элементов типов получается гораздо больше –24 против 16, из-за разницы самих конструктов. Что делает невозможным поклассовое их сравнение или даже сопоставление поэлементно.

            Когда речь идет о построении структуры типа и их наборов по математическим принципам, трудно говорить об их смешении и гибридизации. Кроме того, сама модель на практике подтверждает устойчивость классов. Смешанные типы как варианты расположения между-между реализовать практически невозможно. Так как сами функции строго разделены по многим аспектам, и пространство между ними не определено, а компоненты сфер изначально не пересекаются. С точки зрения пограничных типов задействование нескольких типов в одном человеке связано с рядом особенностей. Так сила, диалоговость и другие стороны личности фактически функционируют каждая по отдельности, а общий тип личности психософии все равно набор этих элементов. Поэтому полное переключение на другой тип или задействование наряду со своим проблемно. В этих случаях большинство компонент должны стать другими. Даже изменение одной компоненты должно привести к изменению другой, с которой она должна «поменяться местами», а такое случается крайне редко, даже в блоках сильных и слабых функций. Неочевидным в теории и на практике является обязательная смена режима другой функции, если изменилась первая. А изменение работы одного аспекта приводит к другим случаям образования смешанных типов — акцентированности. Изменение работы компоненты может как высвобождать ресурсы, так и потреблять их. А устойчивость такой работы определяется именно адаптацией всего типа.

            Именно изменение проработанности или режима компоненты приводит к интересным особенностям в модели, а также на это часто направлены различные практики. Действительно, такие изменения могут произойти в силу чрезмерного задействования компоненты в ходе жизнедеятельности, когда она обрастает другими особенностями и опытом, либо, наоборот, из-за затухания свойственных для нее процессов, когда ее мощность падает, а способности не используются. Другим вариантом изменений является направленная проработка, как правило, болевых функций для их комфортного функционирования. В случае перевода аспекта из менее развитого положения в более продвинутое состояние будет наблюдаться дополнительный расход ресурсов, что, однако, окупается плюсами такого режима, особенно если постигнуты устойчивые условия его реализации. В противном случае возможен временный приток ресурсов от незадействования какого-то из своих режимов. Но это в долгосрочном режиме может сказаться как как отрицательная особенность, когда необходимо будет восстанавливать доступ к имеющимся возможностям путем перезапуска выключенных режимов.

            В самой модели заложен гипотетический 25-ый конструкт, когда все аспекты становятся во вторую позицию без излишних слабостей и чрезмерной силы. Но, с точки зрения структуры модели, реализовать эти вариации не представляется возможным без введения дополнительных ухищрений, сохраняя саму конструкция типа. Поэтому возникает амбивалентная ситуация, с одной стороны, устойчивости, четкости и адекватности границ типов и элементов модели, а с другой стороны, потребности доработки глубины вариантов реализации типа человека в развитии.

            Вариант связанный с освоением новых типов и расширением границ для психософии во многом совпадает с выше приведенным вариантом, так как слишком значимые и огромные сферы психического (корреляция с ВПФ значительна), очень трудно изменять массово. И такой случай в модели будет расширением предыдущего. Различные другие же подтипы в модели могут быть связаны с особенностями проявленности компонент в рамках их местоположений в структуре типа личности. Устойчивость и проявленность данных типов невелика, так как это требует объемных ресурсных поступлений на протяжении долго периода времени.

Эннеаграмма

            Эннеаграмма представляет собой модель типов личности, которые представлены как глубинные, подсознательные моторы. Эти потоки влияют на проявление психического в человеке и его поведение. У идеи эннеаграммы уходящие в далекое прошлое мистические и философские корни. Но как модель типов личности своим появлением она обязана О.Ичазо и К.Наранхо. Постепенно из закрытой от большинства людей теории, которая передавалась только избранным, она стала распространяться со многими дополнениями и вариациями.

            Вероятно, историю появления модели отражает и сам ее конструкт, а также содержания типов. Поле модели представляет собой круг, в который вписан треугольник и шестиконечная звезда, которые символизируют целостность, закон трех и закон семи (1-4-2-8-5-7-1 есть периодическая десятичная дробь при делении одного на семь). Что касается психологических аспектов модели, то она насыщена различными образованиями, несмотря на достаточно небольшое количество типов. Зона всей модели разбита на 3 части, «интеллекта»: ментальный — IQ базирующийся на мышлении и логике, эмоциональный — EQ влияющий на отношения и эмоции, и физический — телесный, инстинктивный, отвечающий за жизненную силу и принятие решений. Для каждого из трех центров характерны своя истинная функция, ведущая потребность и базовая эмоция. В дальнейшем этот список был расширен на широкий спектр категорий, описанных индивидуально для каждого типа.

            Кроме типов модель предлагает уже большой набор подтипов. Так «крылья» - создают 2 дополнительных подтипа с акцентами на двух соседних типах (возможны варианты с двумя крыльями одновременно). Тритипы говорят о том, что существует супертип из трех типов, где каждый взят из базовых триад интеллектов. Таким образом, супертип становится насыщенным всеми тремя компонентами. Каждый тип также имеет непосредственно подтипы, связанные с 3 инстинктами: самосохранением — базовые потребности, сексуальный — реализация через близкие отношения, социальный — принадлежность и деятельность в обществе. Динамическая компонента эннеаграммы говорит о том, стратегии каких типов перенимает исходный в стрессе или благодатном состоянии. И так как эннеаграмма претендует быть моделью развития, то в ней существуют уровни развития каждого из типов от проблемных, нереализованных и закрытых через активацию своей личности и далее к реализации всех ее потенциалов и осознанности. Эта часть эннеаграммы сближает ее с моделями уровней в плане текущего уровня, зон ближайшего развития и создания условий для их постижения. И в пределе для полноценного взаимодействия с жизнью стоит освоить стратегии всех 9 типов как принципов существования человека. Поэтому еще и существуют динамические трактовки эннеаграммы как последовательности состояний, которые проходит человек в течение жизни, либо в рамках реализации различных процессов.

           

 

 

 

 

 

 

             По мере роста исследований и обрастания конструкта новыми смыслами, происходило и наполнение различных содержаний. Стоит отметить, что модель эннеаграммы больше индуктивная (так наполняются и ее элементы), дедуктивный ее конструкт обладает сомнительной полнотой, которая неоднозначна. Чрезмерно большое число видов связей и групп на небольшое количество типов накладывает отпечаток на сами типы личности. Невозможность выхода за границы базовой структуры и 9 типов ведет исследователей именно по этому пути — создание и введение новых дополнительных образований, что может говорить о изначальной недостаточности базового конструкта. Можно скорее говорить об эннеаграмме как о некотором динамическом путеводителе по полю модели.

            Логика построения эннеаграммы отвечает скорее духу расширения и охвату все большей части реальности и психического в человеке, поэтому и ее конструкт можно воспринимать как наслоение различных идей. Содержание каждого из типов имеет индивидуальный характер. Тип — это есть базовый интеллект. А вот дополнительные образования как раз проясняют особенности содержания типа. Поэтому эннеаграмма ближе к модели целостных типов, а не поэлементных образований. Чем больше мы используем дополнительных структур, тем менее точными становятся границы типов. Устойчивость и реализация в динамике каждого из типов личности настолько сложно организована, что сохранение типа больше есть аксиома, чем существование какой-то возможности подтверждения этого в таком многообразии статических и динамических построений.

Каждый из 9 типов через дополнительные структуры и трактовки может быть активно связан с 5 и более типами, что делает структуру сильно сплетенной. Количество смешанных классов (в отличии от чистого типа личности) уже изначально велико: а) крылья — 4 варианта, включая базовый, б) стрелки перехода — стратегии еще двух типов, в) инстинкты — 3 чистых подтипа без задействовании других типов, г) тритипы — еще 4 супертипа, д) уровни развития — как минимум, 3 зоны с подтипами. Итого 3 метода задействования других типов и 2 чистых подтипа. Рассмотрим их конструктивные особенности.

            Уровни развития не относятся к непосредственно гибридным и смешанным типам, а скорее к отождествлению с самим типом, где для каждого из уровней развития описаны свои особенности его проявления в рамках конкретного типа. Чем выше уровень развития, тем больше свободной энергии, которую может использовать тип для взаимодействия с миром. Инстинкты реализуют направленность реализации типа и в чем-то схожи с секторами псикосмологии — через что человек реализует особенности своего типа. Кроме того, они могут быть рассмотрены через призму чистых моделей уровней развития, когда реализация каждой личности происходит во все более усложняющихся условиях-средах. Среди трех инстинктов эннеаграммы тоже можно организовать некоторую иерархию.            

            Стрелки перехода, с одной стороны, структурно задействуют другие типы, так что получается смежный тип, а с другой стороны, 2 перехода фиксированы для каждого типа и не могут быть вольными. В этом случае можно говорить о вложенности или предрасположенности каждого из типов с двумя другими, которыми он становится (в том или ином ключе определенным образом) в противоположных состояниях расслабленности и стресса. Крылья типа, с одной стороны, тоже фиксированы и могут задействовать только смежные типы, а с другой стороны, все же создают полноценные гибридные типы в режиме смешения. В этом случае можно сказать, что итоговый тип будет располагаться условно где-то между двумя, а в случае задействования двух крыльев реализовывать особенности и чувствовать влияние трех. При этом он исходный тип по- прежнему должен оставаться собой, а не переключаться в режиме пограничности или освоенности, когда ему полностью доступны состояния других типов. Ему не нужно будет тратить дополнительных ресурсов, скорее особенности соседних типов искажают и изменяют исходный. Тритип как способ организации супертипа одновременно задействует идеи пограничности и освоенности, но уже выходит за рамки сравнения с обычными типами.

Изучение стратегий всех типов похоже на матрешку типов в псикосмологии и является расширением границ, использование стратегию освоенности. Так как модель эннеаграммы предлагает гибкие рамки понимания отдельного типа от даже недостаточной его проявленности на низких уровнях развития до создания супертипов, то акцентированность может проявляться в рамках «надтипных» образований (в тритипах, наборах инстинктов и крыльев), когда речь идет уже о выходе за границы узкого понимания типа, а типом становится все или значительная часть пространства модели.

 

Заключение

            Конструкты различных моделей обладают индивидуальными возможностями введения гибридных и смешанных типов, которые можно оценить с помощью методов, представленных в первой части статьи. Чрезмерная гибкость в реализации структуры модели создает такие дополнительные возможности, но теряет в четкости границ и содержаний типов. Излишняя жесткость структуры, наоборот, делает затруднительным нахождением ниш для гибридизации. На примере рассмотренных выше моделей псикосмологии, соционики, психософии и эннеаграммы было наглядно продемонстрированы эти особенности. А сам анализ конструктов помог глубже понять узкие места моделей, а также возможности их модернизации.

Доклад был представлен в сентябре 2015 года на конференции "Человек, искусство, вселенная" в СГУ Сочи.

Скачать как

Алексей Владимирович Шиндин

Интегральный психолог, медиатор, специалист по личностному развитию.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Социальные Иконка
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

© 2017 by Mosaic Studio