Теория уровней развития сознания
В личности присутствуют как сохраняющиеся долгое время, устойчивые компоненты — типы, так и изменяющиеся в течение жизни, динамические компоненты — уровни и стадии. При этом в любой динамической части тоже можно найти более-менее устойчивые конфигурации. Их человек хоть и может сменить при некоторых условиях, но они все равно составляют его устойчивую конфигурацию личности на протяжении некоторых этапов жизни.
В теории уровней развития сознания существует 20 базовых классов, каждый из которых уникален. В профиле же личности, как правило, содержится несколько из них.
В зависимости от того, где находится акцент, это и доминирует в человеке.
-
Каждый этаж характеризуется общим базисом. Каждая пара на этаже имеет сильную связанность, а также общность с другими уровнями на нем.
-
Не бывает хороших и плохих уровней или профиля личности — главное чтобы они адекватно и реализовывались в среде, и соответствовали другим факторам в жизни.
-
Достоинства любого уровня считаются такими только на нем. На соседних уровнях они могут меняться на противоположные и превращаться в недостатки. Для далеких же уровней антогонизм в целом усиливается.
-
Для каждого уровня есть определенная зона адекватности вокруг нет, которая убывает по мере удаления, причем во все стороны.
-
Существует три состояния уровней: 1. активное — задействуется активно и адекватно, 2. пассивное — не реализуется, замещается другими 3. теневое — протестное, жесткое неприятие и негативная коннотация.
-
Теневые присутствуют в профиле личности наряду с активными, поэтому по ним также может быть составлен отдельный профиль. Причины появления теней различны.
Все типы можно разделить на несколько групп по признакам.
А. Слой — 4 группы . На каждом слое по 4 уровня. 1. Конкретики, 2. Направленцы 3. Реализаторы 4. Видящие 5. Сталкеры.
Б. Доминанта — 2 группы. Люди могут быть 1. индивидуалисты, я-центрирированы, и 2. коллективисты, мы-центрированы.
В. Ассоциация — 2 группы. Каждый человек больше склонен к 1. выделению из группы, дифференциатор, или 2. или участию в команде, интегратор.
Г. Движение — 2 группы. Большинство людей склонны сохранять и реализовывать в разных сферах жизни свою конфигурацию типа, это 1. статики. Но есть и небольшая другая группа, которая склонна часто менять сферы и двигаться в них в ходе обучения с низшего к высшему в рамках своего профиля 2. динамики.
Д. Борьба — 2 группы. Если акцент человека в текущий момент находится на теневом аспекте, то он 1. нападающий, если на открытом компоненте, то он 2. защитник.
Связанные с комплексным профилем личности
Е. Структурность — 2 группы. Сложно организованный человек бывает 1. центрированные — когда уровни идут последовательной плотной группой, 2. растасканные — когда его профиль как сочетание акцентов и провалов вперемешку
Ж. Тень — 2 группы. Как правило все люди имеют тень разного масштаба, 1. Теневые. Но очень редко случается, когда теневые аспекты слабо проявлены 2. Светлые.
З. Проявленность — 2 группы. Когда в человеке реализованных компонент меньше закрытых, то они 1. Антагонисты. Когда же активных позиций больше неприемлимых, то это 2. Поддерживающие люди. Нейтральные компоненты не учитываются ни в одной из групп.
И. В зависимости от количества рассматриваемых слоев можно выделить группы от низших к высшим 1. потребители 2. распостранители 3. организаторы 4. создатели.
К. Переструктуризация — 3 группы. 1. Фиксаторы — которые сохраняют профиль и акценты в нем в зависимости от внешних условий. 2. Адаптанты — которые перегруппируются в рамках их профиля. 3. Хамелеоны — способны изменять сам профиль на другой.
динамика
-
Разные интерпретации дают различные структуры устойчивых уровней и пространств между ними, а также динамики перехода и образования переходных состояний. К примеру, устойчивые зоны уровней — как равнина, вокруг которой возвышаютяс горы, на которые нужно взбираться, чтобы качественно изменить структуры. По мере взбирания происходит все больше накопления новых веяний, но можно в любом момент не удержаться и откатиться обратно, сохранив некоторый опыт. Кроме того существует зоны турбулентности, где можно также вернуться обратно, даже если человек забрался уже на вершины.
-
Некоторым подходит плавная подготовка к переходам, некоторым массивная мобилизация. Но в любом случае по факту будет присутствовать обе составляющие.
-
Есть несколько путей развития: 1. полный — последовательное развитие с полным покрытием поля уровней 2. количественный - развитие с переходами от одного к многим и обратно 3. интеграционный — развитие с переходами от дифференциации себя к интеграции с коллективным 4. минималистичный — затрагиванием каждого этажа в одном уровне 5. смешанный — не подходящий не под одну из других стратегий 6. вольный — направляемый человеком по мере необходимости 7. стабилизирующий — раскрытие потенциалов без условно движения вперед.
-
Поэтому переходы через уровень возможны и естественны.
-
Долго находиться на неествественно для себя уровне — это путь к расстройству всей личности. Но заглядывать и пробовать туда стоит для осознания собственных границ.
-
Резкий прыжок через много уровней, которых нет в профиле — мало возможен.
-
Быть долго задействованы по невысоким для себя уровням (но комфортным) - расслабление и комфорт, в дальнейшем это путь к закреплению текущего статус-кво, при долгосрочном - апатии. Если же по несвойственным для себя уровням (непроработанным и невысоким) — это на износ и безысходность.
-
Есть целесообразность развивать все составляющие профиля, а некоторые буквально до автоматизма, если они служат инструментарием и не требовали излишней концентрации в ходе изменений.
-
Видимость перехода куда-то при неготовности ее реализации усугубляет ситуацию на текущем уровне, доводит ее до кризисной, хотя пытается показать уже достигнутые изменения.
-
Перенос центра тяжести в рамках своего профиля играет значение и способствует разным задачам и развитию.
-
Умение разотождествляться, отождествляться и не западать надолго на конкретном уровне профиля — это полезное умение.
-
В профиле личности часть его может выступать как инструментарий, а часть как целевые указатели, желаемые к развитию и раскрытию.
Отношения
-
Отношения так же как и отдельных людей можно рассматривать как точечно, по-уровнево, так и профилями, а также многофакторно в среде.
-
Схожесть уровней не создает по умолчанию однозначный результат в общем виде, а лишь усиливает их свойства при взаимодействии. Так дифференцированные еще больше будут пытаться выделяться, а интегрированные соединяться. С акцентом на одно — занимать еще более жесткую позицию, а с акцентом на много — расширять ее.
-
Поэтому взаимодействие между людьми по уровням стоит строить исходя из задач и результатов, которые желательно получить, а не в абсолютно заданной форме. Потому что даже в одной и той же сфере некоторым комфортен один результат, а другим — протиповоложный, даже в отношениях.
-
Соседние уровни могут понять друг друга. Уровни в рамках этажа все же имеют общую базу. Они все равно находятся в близких полях.
-
Уровни разных этажей (особенно если они не соседние) вызывают недоверие, и непонимание. Поэтому напрямую взаимодействовать достаточно трудно, кроме случаев построения однозначного течения информации в обе стороны, которое бы устраивало и принималось всеми сторонами.
-
Так как в профиле личности представлено много этажей и уровней, взаимодействие обычно идет по-этажно, с возможностью их смены. Это происходит в виде прямой и обратной связи и взаимной подстройки или ухода от нее.
-
Возможны нисходящие и восходящие движения при таком по-этажном взаимодействии, в конце которых происходит итоговый уход энергии из взаимодействия, закрытие этой сессии. Другой вариант — это устойчивое взаимодействие без движения, когда люди общаются с фиксированных позиций и сохраняют ее достаточно долго в сессии.
-
Слишком большие разрывы в любом случае губительны и не способствуют отношщениям, так как нет возможности наладить связи.
-
Достаточно широкие неактивные зоны привносят для людей трудности в этом поле, особенно когда извне предлагаются задачи в эту область.
-
Налаживание отношений предполагает прежде всего определение профилей и теней. А в дальнейшем поиск методов взаимодействия и налаживание течения энергии и информации между людьми в рамках их профилей.
-
На развитие даже в одном и том же русле люди могут смотреть по-разному, имея разные профили. Это тоже может стать зоной взаимодействия в динамике.
Разное
-
Если человек показывает все признаки соответствия определенному уровню, то его стоит проверить в нестандартных ситуациях. Возможно это всего лишь научение и имитация.
-
Разные аспекты психического в человеке могут быть на совершенно разных этажах и иметь различные профили. Между ними существуют связи, так как они взаимодействуют внутри личности, но это не значит, что они согласованы.
-
Со стороны люди могут фиксировать лишь определенные признаки и качества, и поэтому выносить ошибочные суждения. Для уверенности нужно проверять сквозным образом и во взаимосвязях.
-
Уровни и этажи для каждого сферы психического в некотором приближении соответствуют конструкциям из соответствующей области знаний. К примеру, уровни мышления - сложности математических и алгоритмических конструкций, используемых на них.
-
Простое или с упором на что-то конкретное в любых ситуациях кажется лучшим решением. На самом деле всему просто свое место по ситуации, оно раскрывается в них соответствующим образом.
-
Содержание профиля личности и активного и теневого по разному проявляется в различных средах и внешних условиях. Вплоть до появления «совершенно другого человека» особенно начиная со среднесрочной перспективе.