Мозаичный подход в психологии

 

Мозаичный подход — набор методов и представлений о мире (включая

психотерапевтические методы), существах и человеке как отображениях,

содержания которых выкристаллизовываются и могут меняться в зависимости

от многочисленных условий и взглядов-перспектив. Этот подход позволяет

применять любые наборы мировоззрений и философий на общем поле.

 

Для клиента психотерапевта мозаика - это каждый раз создание новой, уникальной

модели, мира клиента и затем путем анализа, изменения факторов, параметров этой

модели, поиск способа разрешения мучающего его вопроса, корректировка ее и

изменение в зависимости от задач и пожеланий клиента.

 

Простым языком говоря, мозаичный подход позволяет:

1.     Двигаться из любой точки, конструируя собственную реальность с помощью

элементов (мозаики) собственного мировосприятия

2.     Вплетать в это движение любые удобные методы, технологии и представления

3.     Применять широкий инструментарий метамоделирования, который позволяет

выходить за рамки, которые казались предельными

4.      Работать не только с проблемой, задачей или даже мировоззрением, а включать в рассмотрение самого наблюдателя

5.      Подобно калейдоскопу, менять картину происходящего и восприятия мира в зависимости от условий моделирования

6.      Делать акцент на существующем восприятии мира как проекции определенных факторов, что не умаляет свободу и силу принятых решений, но определяет границы возможных изменений

7.      Когда в общей мозаике вычленяется ее часть, то проявляются структуры и образования, что становится возможным говорить о развитии человека и мира

9.      Использовать широкий спектр движения от простых конкретных методов и задач до сложных и абстрактных, где предельным является потенциальный мозаичный океан

 

Мозаичный подход расширяет идеи системного и холистического видения, где акцент может быть сделан на целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Если данные подходы предлагают решение задач по борьбе с «ничего несуществованием» в духе постмодернизма, находя точки опоры и системы координат, то мозаичный подход обращается к истокам появления любых конструкций и мировоззрений, не отрицая их в режиме «все относительно», но и не абсолютизируя в виде какой-то суперконструкции или метода.

Понятие «мозаичный» означает что исследуемая задача или проблема, с одной стороны, обрастает различными взглядами и решениями из разных областей человеческого знания, а, с другой стороны, исследует условия появления и применимости этих методов, а главное, самой задачи как таковой. И именно смещая фокусы и картины мозаики можно выйти на метауровень восприятия, а значит и разрешения данного вопроса. И поставить вообще вопрос о существовании самой проблемы, очертить рамки ее существования и найти оптимальные условия ее разрешения. При этом и сама задача и ее общее поле рассмотрения это по сути метаконструкция, в которой доказывают право на адекватное существование различные методы. А грамотная смена калейдоскопического видения доказывает не существование чего-то в реальности, включая проблему, а их конструктивную природу, которая появляется, исчезает и приобретает любые всевозможные формы, переставая быть собой, трансформируясь в иные конструкции.

Таким образом, мозаика доступна как для глобальных и абстрактных исследований, так и для частного применения по конкретной, локальной задаче, когда наблюдатель сам может очертить границы мозаичного поля работы.

В том числе и поэтому мозаичный подход не создает никакую единую и всеохватывающую конструкцию, теорию или метод. С ростом количества знаний и перспектив их интерпретаций рамки любой системы будут лишь все более ограничивающими, а не поддерживающими. Поэтому мозаика предлагает научиться работать с любыми входными данными, сосредотачивая внимание на метаязыке и конструировании, когда реальность и все происходящее, включая человека, который все это исследует — продукт определенного процесса конструирования в некотором спектре условий.

Как направление применения мозаики выделяется мозаичная психология. Ее можно лишь условно рассматривать как контрвызов идее по систематизации и интеграции психологической науки в единое непротиворечивое целое. Скорее всего, единообразие в психологии просто невозможно, а расширение и достижение новых глубин происходит буквально каждый день, что требуются новые перспективы восприятия. Поэтому мозаичность в психологии это не бессвязный хаос, а взаимодействие крупных психологических методов, систем и парадигм. Где каждая из них самодостаточна и системно организована, но не претендует за интеграцию всех других школ через себя, а представлена как одна из конструкций, создающая другие более мелкие конструкции.

Мозаичный подход — это пополняемые множества моделей, основные из которых на данный момент:

1.      Мозаичная шкала стадий развития — дает обобщенное представление о стадиях и уровнях развития существ и человека. В отдельных сферах жизнедеятельности она может быть представлена в виде одного из множественных интеллектов, присущих живым организмам.

2.      Модель уровней сознания-деятельности — единство сознания и деятельности находит реализацию в работе с информацией и реализацией в конкретных действиях, которые могут быть рассмотрены по уровням.

3.      Многомерная кластерная модель ситуации — расширенное моделирование задач и ситуаций в системе человек-общество-среда.

4.      Карта типов личности — метод работы с многочисленными моделями психологических типов личности.

5.      Информационно-энергетическая модель состояний человека и коллективных образований — базовое представление об информационном устройстве существ, способе их функционирования и участия в коллективных структурах.

6.      Спираль потенциалов — моделирование условий функционирования существа и включенности его в различные глобальные процессы и системы.

7.      Наблюдатели — типы, особенности восприятия и воздействия различных форм наблюдателей, которыми выступает человек.

8.      Мозаичный океан — абстрактно-конкретная модель преобразований для трансформации ситуации и собственного мозаичного «Я».

9.      Прожекторное метамоделирование — обобщенный метамодельный инструментарий для работы с любыми областями с нуля.

Истина — это адекватность взаимодействия, конструктивно реализуемая в определенных условиях и рамках под конкретным спектром перспектив. При расширении поля восприятия, изменении условий или смещении перспектив содержание истинности может меняться. Сюда же относится и изменение понимания, мировоззрения и часто интерпретации чего-то как истинного при развитии существ и человека.

           Духовность как некоторый уровень развития или гармонии в мозаичном подходе рассматриваются как рост адекватности и устойчивости в рамках конкретных мозаичных конструкций. При этом успешное развитие в рамках какой-либо конструкции и достижение значимых горизонтов в ней может никак не быть аналогичным при изменении “картинки калейдоскопа”. Существо могло быть ограничено самой этой конструкцией, являться их составной и обуславливающей частью, но буквально распадается или требует значительной перегруппировки в иных условиях мозаики.

          Мозаичное развитие — это индивидуальный процесс, в рамках которого существо, которое по сути и есть набор определенных структур, находит общность и границы адекватности со множеством других структур.

 

 

Алексей Владимирович Шиндин

Интегральный психолог, медиатор, специалист по личностному развитию.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Социальные Иконка
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

© 2017 by Mosaic Studio